Сортировка вставками – простой алгоритм сортировки, преимущественно использующийся в учебном программировании. К положительной стороне метода относится простота реализации, а также его эффективность на частично упорядоченных последовательностях, и/или состоящих из небольшого числа элементов. Тем не менее, высокая вычислительная сложность не позволяет рекомендовать алгоритм в повсеместном использовании.
Рассмотрим алгоритм сортировки вставками на примере колоды игральных карт. Процесс их упорядочивания по возрастанию (в колоде карты расположены в случайном порядке) будет следующим. Обратим внимание на вторую карту, если ее значение меньше первой, то меняем эти карты местами, в противном случае карты сохраняют свои позиции, и алгоритм переходит к шагу 2. На 2-ом шаге смотрим на третью карту, здесь возможны четыре случая отношения значений карт:
- первая и вторая карта меньше третьей;
- первая и вторая карта больше третьей;
- первая карта уступает значением третьей, а вторая превосходит ее;
- первая карта превосходит значением третью карту, а вторая уступает ей.
В первом случае не происходит никаких перестановок. Во втором – вторая карта смещается на место третьей, первая на место второй, а третья карта занимает позицию первой. В предпоследнем случае первая карта остается на своем месте, в то время как вторая и третья меняются местами. Ну и наконец, последний случай требует рокировки лишь первой и третьей карт. Все последующие шаги полностью аналогичны расписанным выше.
Рассмотрим на примере числовой последовательности процесс сортировки методом вставок. Клетка, выделенная темно-серым цветом – активный на данном шаге элемент, ему также соответствует i-ый номер. Светло-серые клетки это те элементы, значения которых сравниваются с i-ым элементом. Все, что закрашено белым – не затрагиваемая на шаге часть последовательности.
Ниже на анимированном изображении показан еще один пример работы алгоритма сортировки вставками. Здесь, как и в предыдущем примере, последовательность сортируется по возрастанию.
Таким образом, получается, что на каждом этапе выполнения алгоритма сортируется некоторая часть массива, размер которой с шагом увеличивается, и в конце сортируется весь массив целиком.
Код программы на C++:
#include "stdafx.h" #include <iostream> using namespace std; int i, j, key=0, temp=0; void InsertSort(int *mas, int n) //сортировка вставками { for (i=0; i<n-1; i++) { key=i+1; temp=mas[key]; for (j=i+1; j>0; j--) { if (temp<mas[j-1]) { mas[j]=mas[j-1]; key=j-1; } } mas[key]=temp; } cout<<endl<<"Результирующий массив: "; for (i=0; i<n; i++) //вывод массива cout<<mas[i]<<" "; } //главная функция void main () { setlocale(LC_ALL, "Rus"); int n; cout<<"Количество элементов в массиве > "; cin>>n; int *mas=new int[n]; for (i=0; i<n; i++) //ввод массива { cout<<i+1<<" элемент > "; cin>>mas[i]; } InsertSort(mas, n); //вызов функции delete[] mas; system("pause>>void"); }
Код программы на Pascal:
program InsertionSort; uses crt; type arr=array[1..1000] of integer; var mas: arr; i, j, temp, nom, n: integer; {процедура сортировки вставками} procedure InsertSort(mas: arr; n: integer); begin for i:=1 to n-1 do begin nom:=i+1; temp:=mas[nom]; for j:=i+1 downto 2 do begin if (temp<mas[j-1]) then begin mas[j]:=mas[j-1]; nom:=j-1; end; end; mas[nom]:=temp; end; write('Результирующий массив: '); for i:=1 to n do write(mas[i], ' '); {вывод массива} end; {основной блок программы} begin write('Количество элементов в массиве > '); read(n); for i:=1 to n do {ввод массива} begin write(i,' элемент > '); read(mas[i]); end; InsertSort(mas, n); {вызов функции} readkey; end.
Обе программы сортируют массив по возрастанию. В их основной части выполняются три операции: определение количества элементов в массиве, ввод этих элементов и вызов подпрограммы. Подпрограмма состоит из алгоритма сортировки и цикла, выводящего результирующую упорядоченную последовательность. Алгоритм включает в себя классическую для многих алгоритмов сортировки структуру вложенных циклов.
Количество итераций внешнего цикла не превышает n-1, где n – число элементов в массиве; внутренний цикл, начиная с шага i+1, заканчивает свое выполнение при j=0 (значение переменной-счетчика j уменьшается с каждым шагом на 1). Переменным key и temp на i-ом шаге присваиваются значения, зависящие от шага и значения элемента массива mas на этом шаге.
В переменной temp храниться значение элемента массива mas[i+1], оно во внутреннем цикле сравнивается со значениями других элементов. Key запоминает индекс элемента, который последним был больше temp, и ему, по завершению работы внутреннего цикла, присваивается значение переменной temp.
key=i+1;
var=mas[key];
for (j=i+1; j>=0; j—)
{
if (var<mas[j-1])
{
mas[j]=mas[j-1];
key=j-1;
что реализовано в этом цикле и за что отвечает переменная key и var?
Вся статья (в том числе и код программ) была переписана. Прочитайте ее и если возникнут вопросы, то, пожалуйста, задавайте их.
Вот сортировка методом вставки, но короче(на PascalABC.NET-работает)
4. первая карта превосходит значением третью карту, а вторая уступает ей. Такого случая не может быть потому что на данный момент в левой часть то есть первая и вторая карта отсортированы, вторая больше первой и сравниваем их с 3. А в этом случаем получается что первая больше третьей и больше второй чего не может быть. Не путайте людей исправьте пожалуйста
Реально, зачем усложнять и мозги делать с key и тп
#include
using namespace std;
void main()
{
setlocale(LC_ALL, «Rus»);
int i, j, size, key = 0, temp = 0;
cout << "Введите размер массива:" << endl < «;
cin >> size;
cout < «;
int* arr = new int[size];
for (i = 0; i > arr[i];
for (i = 0; i 0; j—) {
if (arr[j — 1] > temp) {
temp = arr[j];
arr[j] = arr[j — 1];
arr[j — 1] = temp;
}
}
}
cout << endl;
for (i = 0; i < size; i++)
cout << arr[i] << " ";
delete[] arr;
}
Ктонибудь при… проведите профилактическую беседу(«БЕЗ» применения силы) тем нехорошим людям, кто учит делать массивы с 1.
Код для паскаля с необходимыми правками для массива arr длины len
for i:=0 to len-2 do
begin
buf:=i+1;
temp:=arr[buf];
for j:=i+1 downto 1 do
begin
if (temp<mas[j-1]) then //
begin
arr[j]:=arr[j-1];
buf:=j-1;
assignments_count := assignments_count + 1;
end;
end;
arr[buf]:=temp;
end;
откуда у вас столько кода.
вот пример на Си:
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
{
register int i, j;
int key;
for( i = 1; i < n; ++i)
{
key = a[i];
for( j = i - 1; ( j > 0 ) && ( a[j] > key ); --j )
a[ j + 1 ] = a[j];
a[ j + 1 ] = key;
}
}