Структура программы
Программа, написанная на языке программирования Pascal, состоит из заголовка, раздела описаний и тела программы (блока операторов). Для объявления заголовка необходимо указать слово Program, а затем название самой программы, например:
Program Proga;
Имеется возможность и вовсе не определять заголовок, что не будет являться ошибкой.
Раздел описания употребляется как общее обозначение, а входят в него следующие разделы:
1) Раздел описания модулей:
Uses <имя 1, имя 2, … >;
Для возможности использования многих функций и процедур необходимо подключить модули (или библиотеки), которые могут быть как стандартными, так и пользовательскими.
Пример:
Uses Crt, Graph;
2) Раздел описания меток:
Label <метка 1, метка 2,…>;
При помощи оператора Goto можно изменить ход выполнения программы, а для его работы нужно объявить метки в разделе Label. В качестве меток используются целые числа, либо идентификаторы.
3) Раздел описания констант:
Const <имя 1, имя 2, …> ;
Константе (не изменяющийся величине) можно присвоить значение посредством знака =, который будет отделять его от имени константы, например:
Соnst
A = 10;
B = 0;
C = ‘C’;
Exit = ‘Exit’;
Char = оrd (‘B’) — ord (‘А’) + 1;
Тип константы зависит от ее значения, и может быть не только простым, но и выражением, а также использовать некоторые стандартные функции.
4) Раздел описания типов:
Type
<имя типа 1> = <определение типа 1>;
<имя типа 2> = <определение типа 2>; …
В разделе описания типов создаются пользовательские типы, которые как и стандартные можно использовать при объявлении переменных.
Пример:
type
degrees =1..40;
month=string[30];
var
mart: month;
monday: degrees;
5) Раздел описания переменных:
Var <имя 1, имя 2, …, имя N>: <тип>;
В разделе Var определяются те переменные, которые будут использоваться в программе.
Пример:
Var
A, B, C: Integer;
Number: Char;
Y, N: Boolean;
6) Раздел описания процедур и функций;
Процедуры и функции объявляются после раздела Var и перед телом главной программы. Данная тема требует особого подхода, и поэтому будет рассмотрена в одной из последующих статей.
Также стоит отметить, что разделы описаний, в случае их наличия, должны располагаться именно в той последовательности, в которой они описаны выше.
Раздел операторов является телом программы и представляет собой составной оператор, начало которого обозначается словом Begin, а конец – End.. Заключенный в нем операторы заканчиваются символом ;. Без этого раздела программа не имеет ни какого смысла.
В итоге у нас получилась следующая структура программы на Паскаль:
Program <имя программы>; { Заголовок программы }
Uses <имя 1, имя 2, … >; { Раздел описания модулей }
Label <метка 1, метка 2,…>; { Раздел описания меток }
Const <имя 1, имя 2,…>; { Раздел описания констант }
Type { Раздел описания типов }
<имя типа 1> = <определение типа 1>;
<имя типа 2> = <определение типа 2>;
…
Var <имя 1, имя 2,…>: <тип>; { Раздел описания переменных }
{Раздел описания процедур и функций}
Begin { Тело программы }
<операторы>
End.
Комментарии
Комментарии используются для пояснения определенного участка программы, и представляют собой любой текст, заключенный в фигурные скобки {..} или в (*..*). Они не могут включать в себя внутренние комментарии, но возможна конструкция (*..{..}..*). Также стоит отметить, что если после открывающей скобки следует знак $, то этот комментарий воспринимается как директива компилятора.
Не восприимчивость комментариев по отношению к компилятору делает их необязательными в программе, а их наличие лишь служит показателем хорошего тона. На ранних стадиях обучения, программисты, как правило, забывают про комментарии, либо осознано не комментируют свой код. В какой-то мере это связано с необходимостью написания крупных приложений и отсутствием опыта. Но со временем, необходимость пояснять написанное резко увеличивается.