Очередь – структура данных типа «список», позволяющая добавлять элементы лишь в конец списка, и извлекать их из его начала. Она функционирует по принципу FIFO (First In, First Out — «первым пришёл — первым вышел»), для которого характерно, что все элементы a1, a2, …, an-1, an, добавленные раньше элемента an+1, должны быть удалены прежде, чем будет удален элемент an+1. Также очередь может быть определена как частный случай односвязного списка, который обслуживает элементы в порядке их поступления. Как и в «живой» очереди, здесь первым будет обслужен тот, кто пришел первым.
Стандартный набор операций (часто у разных авторов он не идентичен), выполняемых над очередями, совпадает с тем, что используется при обработке стеков:
- добавление элемента;
- удаление элемента;
- чтение первого элемента.
Только, если в отношении стека в момент добавления или удаления элемента допустимо задействование лишь его вершины, то касательно очереди эти две операции должны быть применены так, как это регламентировано в определении этой структуры данных, т. е. добавление – в конец, удаление – из начала. Далее, при реализации интерфейса очереди, список стандартных операций будет расширен.
Выделяют два способа программной реализации очереди. Первый из них основан на базе массива, а второй на базе указателей (связного списка). Первый способ – статический, т. к. очередь представляется в виде простого статического массива, второй – динамический.
Реализация очереди с помощью массива.
Данный способ позволяет организовать и впоследствии обрабатывать очередь, имеющую фиксированный размер. Определим список операций, который будет использоваться как при реализации статической очереди, так и динамической:
- Creation(Q) – создание очереди Q;
- Full(Q) – проверка очереди Q на пустоту;
- Add(Q) – добавление элемента в очередь Q (его значение задается из функции);
- Delete(Q) – удаление элемента из очереди Q;
- Top(Q) – вывод начального элемента очереди Q;
- Size(Q) – размер очереди Q.
В программе каждая из этих операций предстанет в виде отдельной подпрограммы. Помимо того, потребуется описать массив данных data[N], по сути, являющийся хранилищем данных вместимостью N, а также указатель на конец очереди (на ту позицию, в которую будет добавлен очередной элемент) – last. Изначально last равен 0.
#include "stdafx.h" #include <iostream> using namespace std; const int N=4; //размер очереди struct Queue { int data[N]; //массив данных int last; //указатель на начало }; void Creation(Queue *Q) //создание очереди { Q->last=0; } bool Full(Queue *Q) //проверка очереди на пустоту { if (Q->last==0) return true; else return false; } void Add(Queue *Q) //добавление элемента { if (Q->last==N) { cout<<"\nОчередь заполнена\n\n"; return; } int value; cout<<"\nЗначение > "; cin>>value; Q->data[Q->last++]=value; cout<<endl<<"Элемент добавлен в очередь\n\n"; } void Delete(Queue *Q) //удаление элемента { for (int i=0; i<Q->last && i<N; i++) //смещение элементов Q->data[i]=Q->data[i+1]; Q->last--; } int Top(Queue *Q) //вывод начального элемента { return Q->data[0]; } int Size(Queue *Q) //размер очереди { return Q->last; } void main() //главная функция { setlocale(LC_ALL,"Rus"); Queue Q; Creation(&Q); char number; do { cout<<"1. Добавить элемент"<<endl; cout<<"2. Удалить элемент"<<endl; cout<<"3. Вывести верхний элемент"<<endl; cout<<"4. Узнать размер очереди"<<endl; cout<<"0. Выйти\n\n"; cout<<"Номер команды > "; cin>>number; switch (number) { case '1': Add(&Q); break; //----------------------------------------------- case '2': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else { Delete(&Q); cout<<endl<<"Элемент удален из очереди\n\n"; } break; //----------------------------------------------- case '3': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else cout<<"\nНачальный элемент: "<<Top(&Q)<<"\n\n"; break; //----------------------------------------------- case '4': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else cout<<"\nРазмер очереди: "<<Size(&Q)<<"\n\n"; break; //----------------------------------------------- case '0': break; default: cout<<endl<<"Команда не определена\n\n"; break; } } while(number!='0'); system("pause"); }
В функции main, сразу после запуска программы, создается переменная Q структурного типа Queue, адрес которой будет посылаться в функцию (в зависимости от выбора операции) как фактический параметр. Функция Creation создает очередь, обнуляя указатель на последний элемент. Далее выполняется оператор цикла do..while (цикл с постусловием), выход из которого осуществляется только в том случае, если пользователь ввел 0 в качестве номера команды. В остальных случаях вызывается подпрограмма соответствующая команде, либо выводиться сообщение о том, что команда не определена.
Из всех подпрограмм особого внимания заслуживает функция Delete. Удаление элемента из очереди осуществляется путем сдвига всех элементов в начало, т. е. значения элементов переписываются: в data[0] записывается значение элемента data[1], в data[1] – data[2] и т. д.; указатель конца смещается на позицию назад. Получается, что эта операция требует линейного времени O(n), где n – размер очереди, в то время как остальные операции выполняются за константное время. Данная проблема поддается решению.
Вместо «мигрирующей» очереди, наиболее приемлемо реализовать очередь на базе циклического массива. Здесь напрашивается аналогия с «живой» очередью: если в первом случае покупатели подходили к продавцу, то теперь продавец будет подходить к покупателям (конечно, такая тактика оказалась бы бесполезной, например, в супермаркетах и т. п.). В приведенной реализации очередь считалась заполненной тогда, когда указатель last находился над последней ячейкой, т. е. на расстоянии N элементов от начала.
В циклическом варианте расширяется интерпретация определения позиции last относительно начала очереди. Пусть на начало указывает переменная first. Представим массив в виде круга – замкнутой структуры. После последнего элемента идет первый, и поэтому можно говорить, что очередь заполнила весь массив, тогда когда ячейки с указателями last и first находятся радом, а именно за last следует first. Теперь, удаление элемента из очереди осуществляется простым смещением указателя first на одну позицию вправо (по часовой); чтобы добавить элемент нужно записать его значение в ячейку last массива data и сместить указатель last на одну позицию правее. Чтобы не выйти за границы массива воспользуемся следующей формулой:
(A mod N) + 1
Здесь A – один из указателей, N – размер массива, а mod – операция взятия остатка от деления.
В циклической реализации, как и прежде, очередь не содержит элементов тогда, когда first и last указывают на одну и ту же ячейку. Но в таком случае возникает одно небольшое отличие этой реализации от предшествующей. Рассмотрим случай заполнения очереди, основанной на базе массива, размер которого 5:
Элементы | first | last |
— | 1 | 1 |
1 | 1 | 2 |
1, 2 | 1 | 3 |
1, 2, 3 | 1 | 4 |
1, 2, 3, 4 | 1 | 5 |
В левом столбце записаны произвольные значения элементов, а в двух других значения указателей при соответствующем состоянии очереди. Необходимо заметить, что в массив размером 5 удалось поместить только 4 элемента. Все дело в том, что еще один элемент требует смещения указателя last на позицию 1. Тогда last=first. Но именно эта ситуация является необходимым и достаточным условием отсутствия в очереди элементов. Следовательно, мы не можем хранить в массиве больше N-1 элементов.
В следующей программе реализован интерфейс очереди, основанной на базе циклического массива:
#include "stdafx.h" #include using namespace std; const int N=6; //размер очереди struct Queue { int data[N]; //массив данных int first; //указатель на начало int last; //указатель на конец }; void Creation(Queue *Q) //создание очереди { Q->first=Q->last=1; } bool Full(Queue *Q) //проверка очереди на пустоту { if (Q->last==Q->first) return true; else return false; } void Add(Queue *Q) //добавление элемента { int value; cout<<"\nЗначение > "; cin>>value; if ((Q->last%(N-1))+1==Q->first) cout<<"\nОчередь заполнена\n\n"; else { Q->data[Q->last]=value; Q->last=(Q->last%(N-1))+1; cout<<endl<<"Элемент добавлен в очередь\n\n"; } } void Delete(Queue *Q) //удаление элемента { Q->first=(Q->first%(N-1))+1; cout<<endl<<"Элемент удален из очереди\n\n"; } int Top(Queue *Q) //вывод начального элемента { return Q->data[Q->first]; } int Size(Queue *Q) //размер очереди { if (Q->first>Q->last) return (N-1)-(Q->first-Q->last); else return Q->last-Q->first; } void main() //главная функция { setlocale(LC_ALL,"Rus"); Queue Q; Creation(&Q); char number; do { cout<<"1. Добавить элемент"<<endl; cout<<"2. Удалить элемент"<<endl; cout<<"3. Вывести верхний элемент"<<endl; cout<<"4. Узнать размер очереди"<<endl; cout<<"0. Выйти\n\n"; cout<<"Номер команды > "; cin>>number; switch (number) { case '1': Add(&Q); break; //----------------------------------------------- case '2': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else Delete(&Q); break; //----------------------------------------------- case '3': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else cout<<"\nНачальный элемент: "<<Top(&Q)<<"\n\n"; break; //----------------------------------------------- case '4': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else cout<<"\nРазмер очереди: "<<Size(&Q)<<"\n\n"; break; //----------------------------------------------- case '0': break; default: cout<<endl<<"Команда не определена\n\n"; break; } } while(number!='0'); system("pause"); }
Таким образом, циклический вариант позволяет оптимизировать операцию Delete, которая прежде требовала линейного времени, а теперь выполняется за константное, независимо от длины очереди. Тем не менее, реализация очереди на базе массива имеет один существенный недостаток: размер очереди статичен, поскольку зависит от размера массива. Реализация очереди на базе связного списка позволит обойти эту проблему.
Реализация очереди с помощью указателей.
Данный способ предполагает работу с динамической памятью. Для представления очереди используется односвязный список, в конец которого помещаются новые элементы, а старые извлекаются, соответственно, из начала списка. Здесь каждый узел списка имеет два поля: информационное и связующее:
struct Node { int data; Node *next; };
Также понадобиться определить указатели на начало и конец очереди:
struct Queue { Node *first; Node *last; };
Следующее консольное приложение обслуживает очередь, каждый элемент которой – целое число. Весь процесс обуславливают все те же операции: Creation, Full, Add, Delete, Top, Size.
#include "stdafx.h" #include <iostream> using namespace std; struct Node //описание узла списка { int data; //информационное поле Node *next; //указатель на следующий элемент }; struct Queue //описание очереди { int size; //счетчик размера очереди Node *first; //указатель на начало очереди Node *last; //указатель на конец очереди }; void Creation(Queue *Q) //создание очереди { Q->first=new Node; Q->first->next=NULL; Q->last=Q->first; Q->size=0; } bool Full(Queue *Q) //проверка очереди на пустоту { if (Q->first==Q->last) return true; else return false; } int Top(Queue *Q) //вывод начального элемента { return Q->first->next->data; } void Add(Queue *Q) //добавление элемента { int value; cout<<"\nЗначение > "; cin>>value; Q->last->next=new Node; Q->last=Q->last->next; Q->last->data=value; //добавление элемента в конец Q->last->next=NULL; //обнуление указателя на следующий элемент Q->size++; cout<<"\nЭлемент добавлен\n\n"; } void Delete(Queue *Q) //удаление элемента { Q->first=Q->first->next; //смещение указателя Q->size--; cout<<"\nЭлемент удален\n\n"; } int Size(Queue *Q) //размер очереди { return Q->size; } void main() //главная функция { setlocale(LC_ALL,"Rus"); Queue Q; Creation(&Q); char number; do { cout<<"1. Добавить элемент"<<endl; cout<<"2. Удалить элемент"<<endl; cout<<"3. Вывести верхний элемент"<<endl; cout<<"4. Узнать размер очереди"<<endl; cout<<"0. Выйти\n\n"; cout<<"Номер команды > "; cin>>number; switch (number) { case '1': Add(&Q); break; //----------------------------------------------- case '2': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else Delete(&Q); break; //----------------------------------------------- case '3': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else { cout<<"\nНачальный элемент: "<<Top(&Q)<<"\n\n"; } break; //----------------------------------------------- case '4': if (Full(&Q)) cout<<endl<<"Очередь пуста\n\n"; else cout<<"\nРазмер очереди: "<<Size(&Q)<<"\n\n"; break; //----------------------------------------------- case '0': break; default: cout<<endl<<"Команда не определена\n\n"; break; } } while(number!='0'); system("pause"); }
Как отмечалось, этот способ позволяет не заботиться о месте, отводимом под рассматриваемую структуру данных – ее объем ограничен лишь памятью компьютера. Тем не менее, к числу недостатков данной реализации, в сравнении с предыдущей, можно отнести: увеличение времени обработки и количества памяти, да и сам код несколько сложнее для понимания.