В этом уроке мы с Вами рассмотрим команды ввода и вывода сообщений на экран в pascal.
Давайте для начала создадим простую программу на pascal:
program Test; uses crt; begin end.
Теперь пропишем команду вывода сообщения на экран:
program Test; uses crt; begin write(''); end.
Если сейчас выполнить программу, то на экране ничего не появится. Но для начала просто разберёмся что тут написано.
Мы написали команду вывода write(в переводе на русский значит — писать), это слово write является зарезервированным, и поэтому его следует запомнить, потом ставим скобки — они дадут понять компьютеру что в скобках будет что-то выводиться на экран, и внутри скобок мы поставили кавычки, в которых можно написать любой текст, но в этом тексте нельзя будет ставить кавычки.
То есть если мы хотим вывести какой нибудь текст при помощи команды write, то нам нужно в скобках ставить одинарные кавычки и в них писать любой текст, но строго без этих кавычек, иначе компьютер посчитает что текст после ещё одних таких кавычек — исполняемый код, и тогда выдаст ошибку при выполнении. Теперь напишем какой-нибудь текст в кавычках:
program Test; uses crt; begin write('Привет! Это моя первая программа!'); end.
И так после выполнения программы у нас на экране должна появиться строка — «Привет! Это моя первая программа!». Но если мы тестируем нашу программу во Free Pascal, то над этой надписью у нас будет лишний текст, для очистки экрана от него нужно просто прописать команду clrscr — clear screen, то есть чистый экран.
program Test; uses crt; begin clrscr; write('Привет! Это моя первая программа!'); end.
Мы просто в самом начале прописали эту команду.
Теперь пропишем ещё одну строку, например — «Я начал недавно изучать pascal!».
program Test; uses crt; begin clrscr; write('Привет! Это моя первая программа!'); write('Я начал недавно изучать pascal!'); end.
У нас выведется два текста, но нам нужно что бы следующий текст вывелся на другой строке, для этого достаточно приписать к команде write слово ln, и у нас получиться слово — writeln, что значит — писать и строка, то есть после того как программа выведет текст на экран она автоматически перенесёт курсор на следующую строку. Давайте запишем это для обоих команд:
program Test; uses crt; begin clrscr; writeln('Привет! Это моя первая программа!'); writeln('Я начал недавно изучать pascal!'); end.
Вот сейчас всё вывелось нормально.
Теперь представим что нам нужно считать два числа, скажем для сложения, тогда нам нужно как-то принять текст с клавиатуры. Для считывания текста с клавиатуры используется команда read(читать), и к ней тоже можно приписать слово ln, для переноса курсора на следующую строку — readln. Давайте напишем простую программу, которая по очереди считывала бы два числа:
program Test; uses crt; var num1, num2: Integer; begin clrscr; write('Введите первое число - '); readln(num1); write('Введите второе число - '); readln(num2); end.
Как видите команда read работает также как и write, только в скобках мы пишем имя переменной, в которую будем записывать данные принятые с клавиатуры.
Теперь допишем третью переменную, в которую запишем результат сложения двух чисел, и выведем эту переменную.
program Test; uses crt; var num1, num2, res: Integer; begin clrscr; write('Введите первое число - '); readln(num1); write('Введите второе число - '); readln(num2); res := num1 + num2; write('Сумма двух чисел равна - ', res); end.
Вы должно быть заметили что можно выводить как текст, так и переменные, и их можно перечислять через запятую.
И теперь если у Вас после выполнения программы она закрывается, то в конце следует просто прописать команду readln:
program Test; uses crt; var num1, num2, res: Integer; begin clrscr; write('Введите первое число - '); readln(num1); write('Введите второе число - '); readln(num2); res := num1 + num2; write('Сумма двух чисел равна - ', res); readln; end.
Теперь программа не закроется, пока вы не нажмёте enter.