Строки и структуры в C++. Уроки программирования

Строки в C++

Строка — последовательность (массив) символов. Если в выражении встречается одиночный символ, он должен быть заключен в одинарные кавычки. При использовании в выражениях строка заключается в двойные кавычки. Признаком конца строки является нулевой символ \0. В C++ строки можно описать с помощью массива символов (массив элементов типа char), в котором следует предусмотреть место для хранения признака конца строки.

Например, описание строки из 25 символов должно выглядеть так:

1
char s[25];

Здесь элемент s[24] предназначен для хранения символа конца строки.

1
char s[7] = «Привет»;

Можно описать и массив строк:

1
char s[3][25] = {«Пример», «использования», «строк»};

Определен массив из 3 строк по 25 байт в каждой.

Для работы с указателями можно использовать (char *). Адрес первого символа будет начальным значением указателя.

Рассмотрим пример объявления и вывода строк.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
#include «stdafx.h»
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
setlocale(LC_ALL,«Rus»);
//описываем 3 строки, s3- указатель
char s2[20], *s3, s4[30];
cout<<«s2=»; cin>>s2; //ввод строки s2
cout<<«s2=»<<s2<<endl;
//запись в s3 адреса строки, где хранится s4. Теперь в переменных
//(указателях) s3 и s4 хранится значение одного и того же адреса
s3=s4;
cout<<«s3=»; cin>>s3; //ввод строки s3
//вывод на экран строк s3 и s4, хотя в результате присваивния s3=s4;
//теперь s3 и s4 — это одно и тоже
cout<<«s3=»<<s3<<endl;
cout<<«s4=»<<s4<<endl;
system(«pause»);
return 0;
}

Результат работы программы:

Но следует отметить, что если пользователь введет в одну переменную слова разделенные пробелом, то программа будет работать иначе:

Все дело в том, что функция cin вводит строки до встретившегося пробела. Более универсальной функцией является getline.

cin.getline(char *s, int n);

Функция предназначена для ввода с клавиатуры строки s с пробелами, в строке не должно быть более n символов. Следовательно, для корректного ввода строк, содержащих пробел, необходимо в нашей программе заменить cin>>s на cin.getline(s, 80).

Операции над строками

Строку можно обрабатывать как массив символов, используя алгоритмы обработки массивов или с помощью специальных функций обработки строк, некоторые из которых приведены ниже. Для работы с этими строками необходимо подключить библиотеку cstring.

Для преобразования числа в строку можно воспользоваться функцией sprintf из библиотеки stdio.h.

Некоторые функции работы со строками:

Прототип функции Описание функции
size_t strlen(const char *s) вычисляет длину строки s в байтах.
char *strcat(char *dest, const char *scr) присоединяет строку src в конец строки dest, полученная срока возвращается в качестве результата
char *strcpy(char *dest, const char *scr) копирует строку scr в место памяти, на которое указывает dest
char strncat(char *dest, const char *dest, size_t maxlen) присоединяет строку maxlen символов строки src в конец строки dest
char *strncpy(char *dest, const char *scr, size_t maxlen) копирует maxlen символов строки src в место памяти, на которое указывает dest
int ctrcmp(const char *s1, const char *s2) сравнивает две строки в лексикографическом порядке с учетом различия прописных и строчных букв, функция возвращает 0, если строки совпадают, возвращает — 1, если s1 располагается в упорядоченном по алфавиту порядке раньше, чем s2, и 1 — в противоположном случае.
int strncmp(const char *s1, const char *s2, size_t maxlen) сравнивает maxlen символов двух строк в лексикографическом порядке, функция возвращает 0, если строки совпадают, возвращает — 1, если s1 располагается в упорядоченном по алфавиту порядке раньше, чем s2, и 1 — в противоположном случае.
double atof(const char *s) преобразует строку в вещественное число, в случае неудачного преобразования возвращается число 0
long atol(const char *s) преобразует строку в длинное целое число, в случае неудачного преобразования возвращается 0
char *strchr(const char *s, int c); возвращает указатель на первое вхождение символа c в строку, на которую указывает s. Если символ c не найден, возвращается NULL
char *strupr(char *s) преобразует символы строки, на которую указывает s, в символы верхнего регистра, после чего возвращает ее

Тип данных string

Кроме работы со строками, как с массивом символов, в C++ существует специальный тип данных string. Для ввода переменных этого типа можно использовать cin, или специальную функцию getline.

getline(cin, s);

Здесь s — имя вводимой переменной типа string.

При описании переменной этого типа можно сразу присвоить значение этой переменной.

string var(s);

Здесь var — имя переменной, s — строковая константа. В результате этого оператора создается переменная var типа string, и в нее записывается значение строковой константы s. Например,

string v(«Hello»);

Создается строка v, в которую записывается значение Hello.

Доступ к i-му элементу строки s типа string осуществляется стандартным образом s[i]. Над строками типа string определенны следующие операции:

  • присваивания, например s1=s2;
  • объединения строк (s1+=s2 или s1=s1+s2) — добавляет к строке s1 строку s2, результат храниться в строке s1, пример объединения строк:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
#include «stdafx.h»
#include <iostream>
#include <string>
using namespace std;
int main()
{
setlocale(LC_ALL,«Rus»);
string a,b;
cout<<«a=»; getline(cin, a);
cout<<«b=»; getline(cin, b);
a+=b;
cout<<«a=»<<a<<endl;
system(«pause»);
return 0;
}
  • сравнения строк на основе лексикографического порядка: s1=s2, s1!=s2, s1<s2, s1>s2, s1<=s2, s1>=s2 — результатом будет логическое значение;

При обработке строк типа string можно использовать следующие функции:

  • s.substr(pos, length) — возвращает подстроку из строки s, начиная с номера pos длинной length символов;
  • s.empty() — возвращает значение true, если строка s пуста, false — в противном случае;
  • s.insert(pos, s1) — вставляет строку s1 в строку s, начиная с позиции pos;
  • s.remove(pos, length) — удаляет из строки s подстроку length длинной pos символов;
  • s.find(s1, pos) — возвращает номер первого вхождения строки s1 в строку s, поиск начинается с номера pos, параметр pos может отсутствовать , в этом случае поиск идет с начала строки;
  • s.findfirst(s1, pos) — возвращает номер первого вхождения любого символа из строки s1 в строку s, поиск начинается с номера pos, который может отсутствовать.

Русский язык для строк

Думаю вы уже заметили, что при выводе русских букв, в консоли появляются «левые» символы. Для того чтобы избежать этого недоразумения, необходимо воспользоваться сторонней функцией CharToOemA. Подключаем библиотеку windows.h, она нужна для того, чтобы наша функция могла преобразовать строки в другую кодировку. Также, нам понадобиться дополнительный символьный массив. Исходный код программы будет выглядеть вот так:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
#include «stdafx.h»
#include <iostream>
#include <windows.h>
using namespace std;
int main()
{setlocale(LC_ALL,«Rus»);
char s[255]={» Меня надо преобразовать «};
char *pre=new char[255];
CharToOemA(s, pre); //преобразовываем
cout<<s;
delete []pre;
system(«pause>>void»);
return 0;
}

Способ только что описанный достаточно не удобен. Но существует более простой вариант решения «русской» проблемы. Как видите, в программе используется функция setlocale(), вместо этого удобнее вписать в главную функцию следующую конструкцию:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
#include «stdafx.h»
#include <iostream>
#include <windows.h>
using namespace std;
int main()
{
SetConsoleCP(1251);
SetConsoleOutputCP(1251);
system(«pause>>void»);
return 0;
}

Теперь у нас появляется библиотека windows.h, а также две новые функции: SetConsoleCP() и SetConsoleOutputCP().

Структуры в C++

Кроме числовых и символьных данных в C++ есть тип, который позволяет объединить разнородные данные и обрабатывать их как единое целое. Этот тип называется структурой. Структура является собранием одного или более объектов (переменных, массивов, указателей и т.д.), которые для удобства работы с ними объединены под одним именем.

Определение структуры состоит из двух шагов:

  • объявление структуры (задание нового типа данных, определенного пользователем); структура состоит из полей, например:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
struct student
{
//определяем поля структуры:
//поле fio
char fio[30];
//поле group
char group[8];
//поле year
int year;
//поля informatika, math, fizika, history
int informatika, math, fizika, history;
}
  • определение переменных типа «структура»:
1
2
3
//определена переменная Vasya типа student и массив ES[50], элементы
//которого имеют тип student, указатель x на тип данных student.
student Vasya, ES[50], *x;

Для обращения к полям структуры нужно указать имя переменной и через точку имя поля

Structura.pole

При работе с динамическими массивами структур к их полям можно обращаться и по-другому. Обращение к полю year i-го элемента динамического массива структуры x можно записать так:

(x+i)->year;

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...