Pascal. Переменные.

В этом уроке речь пойдёт о переменных в языке Pascal. Давайте попробуем на образах понять, что же такое переменная.

Переменная представляет собой «ящик», в который мы можем что-то положить, что-то заменить и что-то удалить, и у этого ящика есть какой-то размер, получается в него может поместится далеко не всё.

Мы можем что-то достать из ящика и показать это, потом положить обратно.

Получается — переменная своеобразный ящик, с которым можно работать.

Насчёт содержимого ящика: в зависимости от типа ящика, можно положить в него различные предметы.

Так же и с переменными в Pascal: им задаётся специальный тип, благодаря которому в переменную можно положить ( записать ), например числа, или строковые значения.

Отличие языка Паскаль от других в том, что этот язык дисциплинирует программиста, в Паскаль всё строго — все типы переменных должны соответствовать их содержимому. О типах переменных мы с Вами поговорим в следующем уроке.

Если давать определение как в умных книжках, то

Переменная — содержит в себе адрес области ( ячейки ) памяти, которая выделяется в момент компиляции ( запуска ) программы, и при помощи переменной мы можем получить «доступ» к той области ( ячейки ) памяти и выполнить какие-то действия с данными, которые там находятся.

Поскольку область памяти выделяется в момент запуска программы, то в этой области памяти может что-то находится, поэтому опытные программисты всегда советуют после объявления переменной очищать её.

Все переменные в языке Паскаль ( Pascal — как Вам удобнее ) должны быть объявлены в разделе — var.

До этого мы говорили о структуре Паскаль, и там мы упоминали об этом разделе.

Поскольку язык Паскаль — строгий язык, то и объявление переменных должно быть соблюдено верно.

Мы должны сначала написать слово — var — это зарезервированное слово — поэтому его можно использовать только в объявлении переменных.

После слова var мы можем объявлять переменные, что мы имеем в виду под словом объявлять — в программе в разделе var, если он есть в программе, будут считываться все переменные и их типы, после в памяти будут выделены ячейки с определёнными типами, и нашим переменным будут присвоены адресы к этим ячейкам ( областям ) памяти, после чего в них можно будет записывать именно те данные, которые будут соответствовать типу переменных.

И так, насчёт объявления переменных, пишем var, после перечисляем названия переменных на английском языке через запятую, после последней переменной ставится двоеточие и пишется тип этих переменных. Вот пример:

var number, count, position: integer;

О типах переменных и о правописании названий переменных Вы узнаете в следующих уроках.

Если Вы захотите объявить и переменные другого типа, то с новой строки, всё в том же разделе пишите названия переменных и в конце новый тип:

var number, count, position: integer;
     name, city, region: string;

Тип Integer — целые числа, что значит мы сможем записывать в переменные такого типа только целые числа и при том есть ограничения по размеру этих чисел — например они не должны быть больше 36000 — более точный размер Вы узнаете в соответствующем уроке.

Тип string — строковые значения.

Давайте создадим программу, в которой мы считаем с клавиатуры число в переменную, и выведем её значение на экран:

Program z1;
var number: integer;
begin
 readln(number);
 writeln('Значение переменной: ',number); readln;

end.

Довольно простой пример.

С переменными можно так же производить арифметические выражения, точнее со значениями переменных.

Давайте например, считаем два числа, и выведем их сумму:

Program z2;
var number1, number2: integer;
begin
 readln(number1,number2);
 writeln(number1+number2);
 readln;
end.

Можно их сумму занести и в отдельную переменную.

Так как Паскаль — строгий язык, то есть и ограничения на операции с типами переменных — например, если у переменной тип Integer, то нельзя просто так производить операцию деления, нужно использовать операцию деления на цело — div.

В переменные, которые имеют тип — целые числа — нельзя заносить вещественные числа, для этих чисел есть свой тип — real.

Давайте напоследок напишем пример простенькой программы:

Program Proga;
var st:string;
     i:integer;
begin
 write('Введите слово: ');
 readln(st);
 for i:=1 to length(st) div 2 do
  if(st[i]<>st[length(st)-i+1])then begin
    writeln('Не палиндром');
    readln;
    exit;
  end;
 writeln('Палиндром');
 readln;
end.

Все использованные функции в этой программе мы объясним Вам в следующих уроках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Загрузка ...